Краткий экскурс в историю Горьковского автомобильного завода (ГАЗ)

gaz_018

Горьковский автомобильный завод начинает свою историю с 1 января 1932 года. ГАЗ в свое время являлся флагманом советской автоиндустрии, первенец первых пятилеток.
Описывать всю историю легендарного автозавода занятие, не имеющее смысла. На эту тему имеются километры статей, масса книг. Сама подробная – Автомобили ГАЗ 1932 – 1982 года господина Ивана Падерина. Сей талмуд будет любопытен всем любителям автомобильной истории, но и не только. Книга будет интересна и любителям истории СССР.
Я же хочу кратко остановится на некоторых моментах малоизвестных страниц истории ГАЗа, не пытаясь объять необъятное.
История завода началась в 1929 году после подписания соглашения о техническом сотрудничестве между ВСНХ СССР и Ford Motor Company. Собственно СССР от Ford были нужны технологии поточного производства автомобилей. Сам автомобиль большого значения не имел. Его советские специалисты могли скопировать не сильно напрягаясь. С технологиями было сложней. Купить технологию конвейерного производства можно было только у Ford. Близкими технологиями располагал GM, но корпорация была на подъеме и делится за дешево не желала. У Ford наоборот дела шли неважно. Новая модель Ford A бестселлером на рынке США не стала, спрос был сугубо замещающий. Владельцы Ford T меняли его на Ford A. Поэтому Генри Форд отчаянно нуждался в средствах. Был у старика Форда и более далекий расчет. Он считал, что Советская власть в России дольше сороковых годов не продержится. А после падения режима с новыми властями он как-то договорится и в руки фирмы упадет готовый завод, работающий по стандартам Ford.

Краткий экскурс в историю Горьковского автомобильного завода (ГАЗ)
Но СССР купил не только технологии Ford, но и идеологию фордизма. Эта идеология идеально встроилась в социалистическую модель экономики. И вроде – где Форд, а где социализм. Два мира, две системы. Но редкая смена моделей, минимальные потребительские качества, постоянная борьба с издержками, порой в ущерб качества – все это советский автопром унаследовал от идеологии Форда. Говорить о том, что плохо это или хорошо – глупо. Других вариантов у СССР начала тридцатых просто не было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: