Москвич-2142 «Иван Калита» – автомобиль российского производства, созданный в конце 1990-х гг. на заводе АЗЛК, и производившийся в 1998-2001 гг. в штучном режиме.
Автомобиль являлся модификацией созданной под нужды Правительства Москвы. Также как и укороченный Дуэт (также существовал ещё и Дуэт-2, созданный на базе модели «Князь Владимир»), изготавливался штучно, так как массового спроса не имел. Этими автомобилями завершается история завода Москвич.
В августе 1998 года на выставке МИМС-1998 дебютировал седан бизнес-класса «Иван Калита», мгновенно снискавший уничижительные отзывы в прессе за аляповатый дизайн передней части. За основу было взято шасси “Князя Владимира”, дизайн разрабатывался С.Саакяном. Но нужно сразу отметить, что на эскизах Саакяна был несколько другой автомобиль классического дизайна, который был бы современен и своевременен в течение многих лет. Сложно сейчас сказать, как именно толковый дизайн на эскизах превратился в «Ивана Калиту»…
Автомобиль изначально создавался для нужд Правительства Москвы, однако московская мэрия, ознакомившись с результатом работы АЗЛК и с его стоимостью (розничная цена «Калиты» в 1998 году составляла около 20.000 USD) ограничилась заказом нескольких автомобилей.
Базовая комплектация «Ивана Калиты» включала двухлитровый двигатель Renault F3R, кожаный салон, ГУР, электропакет, магнитолу, холодильник.
Несмотря на то, что автомобиль выпускался штучно, на его базе в 1999 году было выпущено двухместное купе «Дуэт», а у самого «Калиты» существовал целый ряд модификаций, различавшихся устанавливаемым силовым агрегатом:
«Москвич-214242» (индекс по VIN-коду – «2142R5») – с двигателем Renault F3R рабочим объемом 2,0л
«Москвич-214242-160» (индекс по VIN-коду – «2142R7») – с двигателем Renault F7R или F4R рабочим объемом 2,0л
Кроме того, в ноябре 1998 года были созданы полноприводные модификации, обозначавшиеся как:
«Москвич-21442» (индекс по VIN-коду – «2144R5») – с двигателем Renault F3R
«Москвич-21442-160» (индекс по VIN-коду – «2144R7») – с двигателем Renault F7R или F4R
Новая «концепция» руководства завода по переходу на выпуск автомобилей штучного производства потерпела полный крах, так как предприятие, рассчитанное на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей, не могло покрывать свои расходы за счёт эпизодических продаж мелкосерийных «люксов».