Этот автомобиль был создан на базе гордости итальянского автомобилестроения Fiat-124. По тогдашним меркам автомобиль Fiat-124 был одним из лучших не только в самой Италии, но и во всей Европе, он был удостоен в 1965 году титула “Автомобиль года”. Но хотя за основу был взят именно он, все равно ВАЗ-2101 не точная его копия, а, если так можно выразиться, глубоко модернизированный вариант фиата. Серийное производство автомобиля на ВАЗе началось в далеком 1970 году, а снят автомобиль с производства был аж в 1988 году. Таким образом конвейере модель продержалась долгих 18 лет.
По сравнению со своим прародителем основные изменения затронули в первую очередь двигатель. Он был не просто адаптирован к бензину производимому в Советском Союзе СССP, но и в него так же был внесен ряд дополнений, которые сделали его более современным и комфортным автомобилем. Так, например в классическом “копеечном” двигателе был уменьшен ход поршня и увеличен диаметр цилиндра.
Изменения коснулись так же коробки передач. Увеличен клиренс с учетом дорог СССР. Ведущий мост разработан заново. Передняя подвеска полностью изменена, так, например, были применены шаровые опоры.
Немаловажная деталь – на западных автомобилях нет отверстия для ручного стартера. Но для автолюбителей Советского Союза оно было предусмотрено в конструкции ТС.
Руководствовались тем, что русские водители традиционно экономили на аккумуляторах, да и аккумуляторы в то время были недостаточно совершенны и служили в лучшем случае 5 лет.
Автомобиль приходилось эксплуатировать в условиях суровых русских зим. И “кривой стартер” очень помогал при пуске двигателя при низкой температуре.
Перед пуском водитель 2-3 раза проворачивал двигатель, таким образом, что бы смазать хоть как нибудь, трущиеся детали картерным маслом. После такой процедуры двигатель при “живом” аккумуляторе запускался гораздо легче.
Модификации ВАЗ-2101:
ВАЗ-21011 – более комфортный автомобиль, отличающийся иным оформлением салона, измененными передними сидениями, более мощным двигателем (1300 см куб) и фонарями заднего хода, а так же иными доработками.
ВАЗ-21013 – кузов и оформление салона, как у ВАЗ-2011, но двигатель объемом 1200 см куб.
ВАЗ-21015 “Карат” – автомобиль для милиции и сец. служб.
ВАЗ-21012 – экспортный вариант с правым расположением руля, аналог ВАЗ-2101
ВАЗ-21014 – экспортный вариант с прав
ВАЗ-21018 – с роторным двигателем 70 л.с.
ВАЗ-21019 – с роторным двигателем 120 л.с.
ВАЗ-21019 “Аркан” – автомобиль для милиции с роторным двигателем 120 л.с.
ВАЗ-2101-94 – автомобиль с двигателем 1500 куб см.
ВАЗ-21016 – по сути обычный ВАЗ-2101, но укомплектованный двигателем 1300 куб см.
Всего за историю производства с 1970 по 1988 год было выпущено 4 850 000 данных легковых автомобилей модификаций ВАЗ-2101.
Интересный факт. На ВАЗе пытались создать собственный роторно-поршневой двигатель. И он был создан в 1976 году. После доработок, в 1982 году им оснастили первую партию в 50 машин. Однако он оказался неудачным, практически все машины имели проблемы с двигателем.
Его установили на автомобили для милиции, но уже с двухсекционным роторным двигателем мощностью 120 л.с. Это позволило автомобилю, созданному для милиции ВАЗ-21019 “Аркан” уверенно преследовать и задерживать даже самые современные иномарки, которые тогда уже были на дорогах СССР.
Это первый советский автомобиль, который продемонстрировал автолюбителям, что такое комфорт. Эти автомобили были чрезвычайно надежны, динамичны, удобны в эксплуатации и экономичны. Хотя на тот момент вопрос об экономии топлива не стоял, поскольку бензин стоил очень дешево. Его в народе называли “копейка”. Автомобиль принес в страну новые технологии, новое качество автомобиля и новое представление об автомобиле как таковом.
На сегодняшний день еще достаточно большое количество “копеек”, возраст которых переваливает за планку в 30 лет, все еще исправно служат своим владельцам, несмотря ни на какие программы “утилизации”.